Извините, Ваше браузер не поддерживается. Пожалуйста, обновите браузер и возвращайтесь!

Новости

Дмитрий Разживин: "При правильном партнерстве будет сделан шаг в усилении футбола"

20.06.2014
Ирина Носова
Главный редактор сайта

В прошлую субботу молодежная команда детско-юношеской школы Гатчина вышла в оранжево-черных цветах «Эликорта». Это можно считать первым шагом на пути формирования футбольного клуба. Тренер юношей Дмитрий Олегович Разживин познакомил с командой  и предложил путь развития главного гатчинского футбольного клуба. Кроме того, Дмитрий познакомил нас со своим личным проектом по развитию детского футбола в Гатчине - Baby Football («Бейби футбол»).

Дмитрий, несколько слов о Вас и о том, как Вы стали заниматься футболом.

Зовут меня Разживин Дмитрий Олегович, 1985 года рождения. С 9 лет самостоятельно занимался футболом. В секцию футбола привели родители. Всю свою детско-юношескую карьеру выступал за желто-синие цвета флага Гатчины. Были успехи, как на личном поприще, так у команды. Играли в высшей группе – это самое большое достижение детско-юношеского футбола Гатчины. В 18 лет получил серьезную травму, которую достаточно сложно было совмещать с футболом на каком-либо высоком уровне. Тогда я решил заняться тренерской деятельностью и пошел в педагогику. Так как общение с детьми мне всегда нравилось, я решил заняться именно детским футболом.

С чего все начиналось?

Практически сразу на втором курсе меня пригласили в гатчинскую школу, где я набрал ребят 1995 года рождения и с ними начал свою деятельность. Постепенно добивались разных успехов. Становились чемпионами и призерами различных соревнований, после чего уже стал набирать второй возраст – 1998 год рождения, с которым добился основных успехов. Вошел в число шестнадцати лучших тренеров Первенства Санкт-Петербурга и был также признан лучшим тренером Ленинградской области в один и тот же год. После чего решил, что надо пробовать свои силы в высшей лиге Первенства Санкт-Петербурга. Перед этим сходил к мэру города Гатчины, на тот момент это был Калугин. Пообщавшись с ним лично, хотел узнать, какие перспективы в Гатчине и в области. На что не услышал желаемого ответа и решил, что нужно уходить.

Пригласили в клуб «Ижорец – Инкон» Колпино. Там я отработал три года со старшими ребятами 1995 года рождения и с маленьким 2002 года рождения. Очень многому научился там, многие вещи проанализировал для себя и понял, что на самом деле везде все одинаково. Все держится только на родителях, а государство работает по минимуму. А когда появились свои дети, захотелось больше времени проводить с ними, а не в дороге на работу и я вернулся обратно в Гатчину. Директор детско-юношеской школы был рад моему возвращению и пригласил поработать с юношеской командой, у которой на тот момент были небольшие проблемки.

Каков Ваш тренерский стаж?

10 лет.

Как оцениваете детско-юношеский футбол в области?

Я помню тот футбол, когда мы играли. У нас даже в небольших соревнованиях участвовало более 10 команд. А сейчас на область выступает 5-6 коллективов. Для молодежи это просто ничтожное количество игр – это первый момент. Второй момент касается подготовки. Если брать инфраструктуру, то все на среднем уровне. Если брать тренерские кадры, то с этим огромная проблема. Из области все чаще уходят и стараются уйти работать в Питер. Из Гатчины  не так повально уходят, потому что есть филиал академии «Зенит».  Есть возможность денежку заработать и турниров у детей гораздо больше, потому что близко к городу находимся. Что творится в детско-юношеском  футболе в  других городах, мне сложно сейчас сказать. Но одно могу утверждать, что футбол очень плохо развит, и в первую очередь государство не хочет им заниматься.

Даже касаемо нашей молодежки, если бы мы участвовали в первой или в высшей лиге Первенства Санкт-Петербурга, то мы бы выпадали, и была бы видна колоссальная разница между подготовкой питерских ребят и областных.

Почему?

Потому что очень многие сильные мальчишки играют либо в мужских командах, либо играют в коллективах более сильных лиг Первенства Санкт-Петербурга. Здесь их попросту остается очень мало. 

Кроме того плохо, что здесь  мы за весь сезон играем всего 10 игр – это очень мало.

Но самая большая проблема в нашем российском футболе – это переход между  детско-юношеским футболом и мужским.  Вот эта пропасть – она огромная. Вроде ввели студенческую лигу, а она никаких плодов не дает. Ребятам негде играть. У меня сейчас выпускается 1996 год рождения. Когда я задаю вопрос ребятам, что они будут делать, то многие говорят, что будут заканчивать с футболом, либо играть за мужские команды на уровне Чемпионата Гатчины. Соответственно мотивации у ребят нет. Поэтому хочется, чтобы была какая-то преемственность, чтоб молодые могли прогрессировать и иметь возможность попасть уже в этом возрасте в состав мужской команды.

Если проблему преемственности хотя бы в каком то городе начнут решать, пусть это будет Гатчина, то выстроится вертикаль: детско-юношеская спортивная школа, молодежка, дубль мужской команды и основная мужская команда, которая будет участвовать в Первенстве Северо-Запада, во второй лиге Первенства России и так далее. Это будет идеально даже с финансовой точки зрения, потому что любого талантливого футболиста, который на нашей родине  вырастет, могут заметить и подписать с ним контракт на профессиональном уровне. Тренеры будут говорить, что его футболист вырос и попал в профессионалы. Соответственно директора и президенты клуба тоже будут говорить, что из наших краев  вышли мальчишки, которые зарабатывают деньги и живут за счет футбола. Наверное, это самое главное.

В области и у кого наиболее развита такая система?

Выстроенная пирамида в этом году это конечно у ФК «Тосно». Об этом все знают, об этом все говорят. Здорово, но не должно все держаться на одном частнике. Сегодня он есть, завтра у него бизнес не пошел, он закрыл кассу и клуб. Другой вопрос, если в клубе ставятся задачи выйти в премьер-лигу, то, конечно, своих ребят там не будет. Максимум Валентин Филатов. Но на чем это все держится? Играть надо в том городе, которому ты принадлежишь. А стадиона в Тосно нет, и появится он не скоро. Это огромная проблема для болельщиков. В  первую очередь все надо делать для них. Футбол-то и играют для зрителей.

Какое мнение сложилось о гатчинском футболе?

Три года назад я задавал вопросы мэру, ответы на которые тогда не получил. На данный момент ничего не изменилось. Например, взять покрытие на искусственном поле ФОК «Мариенбург», которое уже третий год обещают сменить. В этом году наметилась положительная динамика, надеюсь, что к концу лета там уже будет лежать новое покрытие. Свои обещания по бюджету администрация выполняет: аренда стадиона, суточные, автобус – все есть.  Что касается развития и популяризации футбола, то как не было этого в Гатчине, так, наверное, этого и не будет. Для этого нужен человек, который будет просто болен футболом.

В прошлом матче юноши выступали в цветах «Эликорта». Хочется получить представление о юношеской команде? Можете ли Вы кого-то выделить?

Я считаю, это правильно, когда молодежные и мужские команды выходят в одних цветах. Сразу видно, что команды, по крайней мере, из одного города. Так и должно быть. Также считаю, что правильно будет, если какие-то ребята будут приглашаться на тренировки в мужскую команду, но это мы постепенно будем отлаживать. Надо чтобы ребята играли не друг с другом, а рядом с мужиками, которые подскажут, где-то посоветуют, прикрикнут. Зато юноши получат такую практику, которую между собой не получить. Касаемо молодежной команды, с ней работаю пока немного – второй месяц. Мы сразу нашли общий язык, и парни играют не только за команду, но и за меня. Они стараются выполнять все требования, о которых мы разговариваем на тренировках. Есть ребята, которые выделяются на фоне остальных. В первую очередь это те, кто уже привлекался в главную мужскую команду: Коля Степанов, Слава Евсеенко и Дима Семенов. Еще есть Захар Тарасенко – очень перспективный нападающий 1997 года рождения. Также выделю Володю Иванова, который приехал из Лодейного Поля. Он учится в педагогическом колледже и играет за нашу команду. Из старших можно выделить Павла Вдовина, 1995 года. Я его приглашал в Колпино. Он отыграл со мной там 2 года, а потом вернулся выступать за Гатчину. Павел - один из лидеров. К нему прислушиваются, так как он старший. На уровне гатчинских соревнований в этом году он уже играет за «Ижору», потому что его туда раньше пригласили.

Какое имеет значение для гатчинского футбола объединение молодежной команды и мужской?

Для гатчинского футбола пока никакого значения не будет иметь, потому что  в первую очередь должны договориться «наверху». Инвестор должен договориться с государством, чтобы найти точки  соприкосновения. Одно без другого существовать не может никак. Только при правильном партнерстве будет сделан огромный шаг в усилении футбола.

Как вы думаете, где должна играть главная гатчинская команда?

На перспективу, лучше всего играть в Первенстве Северо-запада и во второй лиге Первенства России. И опять же должна быть игра не на результат, а на прогресс. Необходимо в первую очередь найти тренера, который хочет обучать молодежь. Чтобы он ставил задачи не выигрывать все турниры, а воспитывать профессионалов, которых потом можно будет продать. Пока нет у нас нормального стадиона, нормально выстроенной вертикали, пока нет коллектива тренеров, которые готовы ставить высокие задачи и выкладываться под эти задачи, нельзя говорить стабильной мужской команде. Если ставятся задачи выиграть, то нужно приглашать других игроков. Рано или поздно это надоест инвестору либо деньги закончатся. В итоге все развалится, как это было с ФК «Гатчина». Сколько клубов в России так  закрылось.

Значит непременно должна быть господдержка?

Да, но в моем понимании, господдержка нужна главным образом спортшколе, чтобы полностью ее обеспечивать. Частный инвестор может помогать тренерам в виде зарплаты или обеспечением инвентаря и экипировки.

Господдержка должна обеспечить клуб футбольным полем, душевыми, раздевалками. И частник не должен за это платить. Тогда это будет интересно инвестору и городу и обеспечит ту самую преемственность. Когда дети знают, что сначала они играют за детско-юношескую школу «Гатчина», потом сильнейшие ребята попадают в молодежный состав и плюс иметь  дубль мужской команды. Он в свою очередь участвует в Первенстве Ленинградской области,  а уже главная гатчинская команда играет на Первенство Северо-запада, постепенно подключая сильнейшую молодежь. Тогда постепенно у ребят будут появляться просмотры и контракты.

Расскажите про ваш проект, связанный с детским футболом?

Мой проект называется Baby Football. Дело в том, что у меня двое детей и оба мальчика. Одному три года, другому годик. И мне в голову пришла мысль, почему бы не начать заниматься футболом с трех лет. Если взять любой справочник  в Гатчине, куда можно отдать ребенка в три года, то вы не найдете ничего. Нет ни одного спортивного учреждения, в которое принимают детей с трех лет. Соответственно можно открыть частную школу. Я решил, почему бы не попробовать. Знания, умения и желание у меня есть. Дети тянутся ко мне, я могу с ними работать. Подать все через игру в мяч у меня получается, а детям это нравится. Они занимаются и прибавляют очень сильно. Родители сами это видят. У детей появляется огромное желание играть в мяч. Это главное качество, которое прививается с трех до шести лет. Во-вторых, хочется донести до родителей, что футбол не просто игра и способ в будущем зарабатывать деньги. Это маленький социум, где детишки учатся взаимодействовать, общаться, стараются быть спортивными, координационными, выносливыми, техничными. В футболе есть много всего, чего нет в других видах спорта. Одно из самых главных качеств футбола – мышление, а мышление на скорости это очень сложно, даже для взрослого человека. Когда ребенка с 3 лет подталкиваешь, объясняешь, направляешь, и он это схватывает, он сам радуется, родители радуются, а тренер гордится тем, чем он занимается.

Как Вы занимаетесь с детьми?

Наши занятия не заключаются только в игре в футбол. У нас все идет через подвижные игры. А потом немножко занятий с мячом.

Как Вы развиваете этот проект?

Постепенно. Хожу по детским садам, договариваюсь с заведующими, общаюсь с родителями, затем открываю группу, с которой занимаюсь. Главное охватить большинство детей, найти сильнейших уже в этом возрасте и пригласить их именно в футбол. Объяснить, что есть детско-юношеская спортивная школа, филиал «Зенит-Гатчина» и туда всех подталкивать.

Много желающих?

Желающих много, но не многие родители понимают, что не все дети способны играть в футбол, и школы не могут всех захватить. Филиал может принять всего 20 человек, а приходят 70. Всех не увидишь за один просмотр.  Поэтому Baby Football может помочь каких-то детей выявить и порекомендовать в будущем.

Давно существует этот проект?

Я начал им заниматься в этом году в мае. Он пока в зародыше находится.  Я прошел шесть садиков. В два меня запустили. Одна группа детском саду №10 на 35 человек и вторая группа в частном садике «Планета детства». В августе я постараюсь охватить все садики, тогда мы сможем обширно запустить проект, чтобы популяризировать футбол на всех уровнях.

Своих детей тоже планируете отдать в футбол?

Я отвечу так, как советую все родителям: если ребенок тянется и хочет чем-то заниматься, то его нужно туда подталкивать. Если нет, то нельзя его заставлять.  В этом возрасте они всему учатся.

Ваши пожелания.

Сезон у нас короткий. Мы уже практически отыграли. Самое главное, чтобы ребята обошлись без травм, потому что только здоровый человек может тренироваться в полную силу и иметь желание играть. Если говорить по результатам, то хочется, чтобы мужская команда этим составом занимала только первые места. С Тихвином просто произошла осечка. Я думаю, что в дальнейшем все встанет на места, потому что коллектив сплоченный, сильный, есть мастеровитые футболисты, есть молодые, которые за счет этих же ребят прогрессируют. Главное,  чтобы все были  здоровы, играли в футбол и побеждали.