Извините, Ваше браузер не поддерживается. Пожалуйста, обновите браузер и возвращайтесь!

Новости

Леонид Петрович Шиянов: «На протяжении 30 лет мы удерживаем массовый рабочий спорт в городе и в области»

23.12.2016
Ирина Носова
Главный редактор сайта

«Так в Гатчине же нет футбола», - смеясь, говорил мне председатель ФСО профсоюзов «Россия» Леонид Петрович Шиянов, пока я пыталась представиться. Шутки шутками, а что-то в его словах есть. В течение всего года в прессе то и дело появлялась информация о том, что гатчинский стадион «Спартак», находящийся в собственности ФСО профсоюзов «Россия», будет принадлежать государству. Но об этом говорили только представители администрации Ленинградской области, а реакции ФСО профсоюзов не поступало. Однако в эксклюзивном интервью нашему сайту Леонид Петрович Шиянов рассказал, на какой стадии находится сделка, чем сегодня живет общественная спортивная организация и почему он не любит общаться с журналистами.

- В 2017 году ФСО профсоюзов «Россия» будет праздновать 30-летний юбилей. Обычно в преддверии таких дат принято подводить итоги. Чем на сегодняшний день может гордиться ФСО Профсоюзов «Россия»?

- Да, возраст уже солидный. Можно гордиться тем, что на протяжении 30 лет мы удерживаем массовый рабочий спорт в городе и в области. Приведу простой пример: ежегодно в Ленинградской области под эгидой нашего общества проводится фестиваль рабочего спорта, в финальной части которого принимают участие 8-10 сильнейших команд производственных коллективов. Спартакиада трудящихся регулярно проводится в Петербурге с 1988 года. По нашей оценке, на первом этапе этой Спартакиады, принимают участие порядка 300 тысяч человек. И это только по официальным данным, на самом деле участников больше. Я считаю, что ФСО профсоюзов «Россия» как массовое спортивное движение и рабочее спортивное общество уже только этим оправдывало и оправдывает свое существование. Кроме того мы занимаемся детскими спортивными школами, и все талантливые спортсмены, которые появлялись вплоть до 2005 года, были выпускниками наших детско-юношеских спортивных школ. Безусловно, у комитетов образования тоже были свои школы и свои спортсмены, но они, в отличие от нас, не ставили цель – достижение высшего спортивного мастерства. Однако в 2005 году у нас полностью отобрали финансовую поддержку, поэтому у ФСО профсоюзов «Россия» на сегодняшний день осталось порядка 10 спортивных школ.

- Какие звездочки вышли из-под крыла ФСО профсоюзов в последние несколько лет?

- Перечисляйте всех последних олимпийских чемпионов – это все выходцы из наших школ.

книга

- В 1987 году было образовано Добровольное физкультурно-спортивное общество профсоюзов, которое сегодня носит имя ФСО профсоюзов «Россия». С чего тогда все начиналось?

- Слово «Россия» в названии нашей организации появилось только в 1991. Когда в 1987 году была образована наша структура, к нам через профсоюзы поступало огромное количество финансовых средств. И наши финансовые возможности были намного шире, чем у любого спорткомитета. Изначально под нашим попечительством находилась 121 спортивная школа, где занимались 65 тысяч детей. В ельцинские времена по нам нанесли первый финансовый удар, в результате которого у ФСО профсоюзов осталось 43 спортивные школы. Мы потеряли те школы, которые существовали при профкомах заводов и получали от нас финансирование. А в 2005 году по нам нанесли второй удар, отняв последние крохи из Фонда социального страхования, который поддерживал 43 наши детско-юношеские спортивные школы. В итоге почти 18 тысяч детей мы вынуждены были отпустить «на вольные хлеба», а более 600 тренеров остались без работы. Но здесь я хочу отдать должное правительству Петербурга и Ленинградской области: совместными усилиями и путем многочисленных переговоров было создано определенное количество тренерских ставок, благодаря чему появилась Академия легкой атлетики, спортивная школа гребного спорта, а также ряд других спортивных подразделений. Тренеры уходили работать в действующие спортшколы при спорткомитете и при комитете образования.

При этом  оба председателя ФСС (как города, так и области) были против такого решения властей. Они не раз заявляли, что ФСО профсоюзов составляло лишь 0,01 процента всех затрат ФСС, а польза от деятельности структуры была большая. Спортивное общество ежегодно готовило примерно 80 мастеров спорта в разных дисциплинах, из которых около 25 человек достигали уровня мастеров спорта международного класса. На базе этих мастеров росли спортсмены высочайшего класса. А в 2005 году все это рухнуло. Я сомневаюсь, что сегодня в городе и в области имеются похожие показатели.

Что удалось сохранить в тот сложный период?

Удалось сохранить большую часть собственной спортивной базы: это «Школа Алексеева», фехтовальный комплекс на Чайковского, стадион «Луч» и другие объекты.  Удалось построить ряд новых спортивных объектов, один из которых – горнолыжный курорт  «Пухтолова гора». В Мичуринском продолжается строительство спортивного лагеря. Также благодаря нашей организации удалось уцелеть ряду заводских стадионов. Но и здесь не обошлось без скандалов. Долгое время мы вели беспрерывную борьбу за гатчинский стадион «Спартак», который власти записали в собственность города Гатчины. Мы подали судебные иски и все суды выиграли. Но работать нам все равно было невозможно. Например, более года назад мы сдали документы на получение аттестата безопасности стадиона, но власти все это дело похоронили, а потом вдобавок не рекомендовали пускать туда футболистов. А в прессе только и писали, что мы хотим вместо стадиона дом построить – вранье идет полное. Теперь, когда приходят журналисты, я всегда отказываюсь с ними разговаривать, потому что они чаще всего врут.

- Но губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко публично заявлял, что к концу 2016 года стадион полностью перейдет в собственность администрации области. Это так?

- Дрозденко все правильно сказал, потому что в конечном итоге мы все-таки договорились продать стадион Ленинградской области. Хотите открыто, почему было принято такое решение? Потому что в Гатчине не дают нам работать. Во-первых, нам нет никакого смысла держать стадион с убытками. Во-вторых, мы прекрасно понимаем позицию губернатора: в следующем году исполняется 90 лет со дня образования Ленинградской области, и праздновать собираются в Гатчине. Под такое масштабное мероприятие планируется использовать стадион «Спартак», которому требуется реконструкция. Но он находится в собственности ФСО профсоюзов «Россия», а не в собственности администрации области, поэтому они и не могут вкладываться в него.

- А во сколько обходится содержание стадиона «Спартак» в год?

- Местная власть вправе устанавливать кадастровую стоимость земли, а также устанавливать или не устанавливать налог на землю (или устанавливать символическую стоимость налога) для спортивных объектов. Но мы получили по максимуму: свыше миллиона рублей приходится платить только за землю, которая находится в нашей собственности.  Иногда кажется, что власти не понимают значимости таких организаций, как наша. Ведь за что всегда ругают Россию западные страны? За то, что нет демократии. И вместо того, чтобы развивать и выводить на первый план такие общественные организации, которые занимаются управлением значительными возможностями части населения и создают массу интересного для досуга, они не дают нам работать. Им надо радоваться и говорить: «Как это нет демократии, у нас общественность управляет целым направлением». Власти же, наоборот,  разбирают нас по частям. А чем был могуч советский спорт? Тем, что было много общественных структур, которые выше любого капиталистического соперничества ставили борьбу за первые места в спорте внутри страны. И выиграть соревнования Советского Союза в ряде видов было намного сложнее, чем выиграть Чемпионат мира. При этом каждый член сборной Советского Союза точно знал, что на его место претендуют еще 8-10 спортсменов из разных общественных структур, которые координируются сверху государством. Сегодня же государство взвалило на себя все: нужно найти ребенка; привести его в государственную спортивную школу, которая ни с кем не соперничает; затем он может попасть в сборную города, которая опять ни с кем не соперничает; потом он попадет в сборную страны, которая начинает соперничать только на международном уровне. Откуда тогда брать хорошие результаты? Ведь что такое сегодня чемпионат Санкт-Петербурга по легкой атлетике? Если раньше в очередь вставали, чтобы один раз прыгнуть, то сейчас это полупустые соревнования.

- Павел Евгеньевич Елкин, который в советское время заведовал спортом на гатчинском заводе «ДСК» тоже говорил о том, что за счет существования профсоюза при предприятиях, который контролировал спортивную деятельность, было большое количество команд-участниц, спортивная конкуренция и рост спортсменов в рамках одного населенного пункта. А теперь на один город, если повезет, одна спортивная школа, а то и нет вовсе.

- Он все правильно сказал. Но главная беда в том, что государство потеряло авторитет в сфере спорта. Когда случился допинговый скандал, кто виноват остался? Государство. Это чушь. Министр должен был прийти и сказать: «Это кто-то в спортивном обществе набезобразничал, а мы накажем». Но этого нет. А теперь наказывать надо только министра.

- Так в итоге вы продали стадион «Спартак»?

- Мы сейчас находимся на стадии переговоров. Постараемся к концу года завершить сделку, но это не тот вопрос, о котором стоит рассуждать. Проблема в другом: нам реально не  дают работать.

- Правда, что на тот момент еще председатель Госдумы Сергей Нарышкин способствовал переговорам?

- Я не знаю. Я с ним не разговаривал. Он со мной тоже не разговаривал. Обещать что-то, наверное, обещал. Кому – не знаю. Губернатору области, скорее всего.

- А сумма сделки тоже не разглашается?

- А смысл? У меня нет пока договоренностей. Если говорить о вырученных деньгах, то нам есть куда их вложить, потому что наши спортивные объекты нуждаются в уходе и реконструкции. И это главное. Когда-то администрации области и Гатчины предлагался очень простой вариант: дать равнозначный стадиону кусок земли где-нибудь в Кудрово. Его можно было бы продать строительной компании, а деньги, вырученные от этой сделки, вложить в строительство спортивного комплекса в Гатчине. Мы предлагали и другие варианты.

- Существует ли конкуренция между вашими детско-юношескими спортивными школами  и государственными?

- Нет. Мы занимаемся своим делом, они – своим. Например, у нас лучшая школа фехтования в стране, которая регулярно выпускает олимпийских чемпионов. И все рады. С кем нам соперничать? Не с кем.

В музее ФСОВ музее ФСО профсоюзов "Россия"

- Зачем нужно было объединение всех профсоюзов в единую систему?

- Во-первых, к 1987 году в рядах высшего руководства страны созрело решение упразднить «беготню» тренеров из одного спортивного общества в другое. Только у нас было 8 спортивных обществ, среди которых «Зенит», «Труд», «Буревестник», «Локомотив», «Спартак» и другие. Все нормальные тренеры десятилетиями работали в своих спортивных обществах и боролись за спортивный результат. А некоторые работали год в одном обществе, год – в другом, то есть  как минимум на 8 лет такой тренер был обеспечен работой, а результата он не давал никакого. Во-вторых, считалось, что дорого содержать такие структуры. Помимо нас существовали (и существуют) «Динамо», спортивный клуб «Армия», «Юность России». Кроме того, в Белоруссии был удачно завершен эксперимент по созданию единого спортивного общества в рамках одной республики. В результате было принято решение создать единую общественную спортивную структуру в стране.

Так ли это было необходимо?

На сегодняшний день я вижу два сценария развития событий. Если предположить, что СССР не распадется, то не надо было этого делать. Но если учесть, что в 1991 году страна развалилась, то мы уцелели только благодаря объединению в 1987 году.  В противном случае от нас бы уже ничего не осталось.

- Что считается главной миссией ФСО профсоюзов «Россия» на сегодняшний день?

- Главная наша миссия – рабочий спорт. Я не имею в виду тот спорт, который нам показывают по телевизору. Я говорю про массовый спорт. То, о чем мы говорим, ближе к понятию «физическая культура», чем к понятию «спорт». Хотя если рассматривать нашу спортшколу Виктора Ильича Алексеева, то там культивируется спорт высших достижений. А сама школа рентабельна настолько, что мы даже имеем возможность платить стипендии. И работают в ней члены сборной России по легкой атлетике. Или другой пример нашей миссии: каждые выходные на «Пухтоловой горе» тысячи людей дышат морозным воздухом, занимаются спортом и укрепляют свое здоровье.

- Благодаря существованию вашей структуры развивается активный взрослый спорт?

- Можно и так сказать. У взрослых людей все-таки все держится на собственном понимании и желании, а мы просто даем возможность. Нам не нужно заставлять каждого  физкультурника заниматься. Он сам все понимает и делает. На Спартакиаде здоровья среди вузов, где стартуют не студенты, а профессорско-преподавательский состав и обслуживающий персонал, можно увидеть, как 80-летние профессора из разных вузов становятся у кромки бассейна, прыгают, плывут, соперничают друг с другом. Они делают то, что им нравится! Также такие мероприятия способствуют простому человеческому общению.

- Вы как человек, имеющий непосредственное отношение к здоровью нации, что могли бы всем пожелать в преддверии Нового года?

- В первую очередь хочу поздравить всех с Новым годом и пожелать здоровья и благополучия. Но главное, что хочу подчеркнуть: спорт – это путь к успеху в жизни!

По неподтвержденным данным источника, приближенного к администрации Гатчины, сумма сделки по продаже стадиона «Спартак» оценивается в 110 миллионов рублей.