Извините, Ваше браузер не поддерживается. Пожалуйста, обновите браузер и возвращайтесь!

Новости

Алексей Геоб. Разговор о гатчинском футболе.

3.07.2015
Максим Колесников
Редактор

Солнечным летним полуднем на гатчинском стадионе «Спартак» было пустынно.  С севера на город наползала темная туча, но согласно прогнозу погоды, это «наползание» ничем опасным не грозило.  Я шел на встречу с человеком, для которого слово футбол во многом может быть синонимом слову судьба. Алексей Геоб – родился в семье военного, военного который в свою очередь был зятем военного, но Алексей прервал традицию и выбрал свой собственный путь, связанный с педагогикой и… футболом. У ворот стадиона все еще висел баннер, приглашавший на прошедшее гатчинское дерби и, что бы не вводить в заблуждение устаревшей информацией прохожих, я решил его снять. За этим занятием меня и застал Алексей Владимирович. Так, что мое интервью началось в момент совместного скручивания баннерной клеенки, а продолжилось в небольшом и почти пустом кабинете на втором этаже «спартаковского» желтого дома.  

 

Корр: В каком состоянии находится гатчинский футбол? Это бесконечные преобразования в попытке обрести свое собственное лицо или…?

Алексей Геоб: Я наверно начну из далека. Во-первых, я не считаю, что о развитии и уровне футбола в городе или еще где-то стоит судить по главной команде. Это абсолютно не верно! И я бы даже сказал, что главная команда – не есть верхушка айсберга. Это часть. Часть футбольной семьи. Часть футбольного мира. Ни более того. Зацикливаться на ней ни в коем случае нельзя. Потому что футбол – понятие куда более широкое и объемное. Вот мы сейчас у ворот «Спартака» снимали один баннер, а рядом висел другой – «Бэби-футбол».  Это школа для детей с трех лет. Вот отсюда и надо начинать. И это совсем не значит, что эти дети трех лет, потом должны играть за главную-главную городскую команду. Они с 3 до 6 лет могут заниматься здесь. Затем с 6 и до 10,  кому повезет чуть больше -  они могут заниматься в «Академии «Зенита».  Если не пробился после десяти в главную школу, то у нас тут есть ДЮСШ№2 и ДЮСШ№3 с отделениями футбола.  Там дети могут играть буквально вот до того возраста, в котором в прошлую субботу вышли на поле против «Эликорта» и были, по большому счету, не так уж хуже. Менее опытны, менее искушены, ну, и, естественно, менее мастеровиты.  Тут уж никуда не деться.

 
Корр: Они молодцы. Старались.

Алексей Геоб: Да, они бились, желание не уступить более опытным соперникам было запредельным. За этот матч ребята заслуживают только самых добрых слов…Я нарисовал только хребет, а от него отходят в разные стороны вот эти наши «ребра». Наверно моя миссия, как руководителя Федерации футбола,  отчасти, заключается в том, что бы все слои населения, все категории граждан разных возрастов могли удовлетворить свою потребность в футболе.  Кто-то хочет просто им заниматься, не ставя высоких задач, чтобы получить положительные эмоции, кто-то хочет добиваться результата, кто-то, те же ветераны, хочет продлить свою жизнь в футболе.  Вот поэтому у нас и существуют эти отростки от основного хребта. Это любительский футбол, это ветеранский футбол, это женский футбол. Это соревнования начиная от уровня школы до уровня России. И всеми ими занимается Федерация футбола. 

Корр: А как вообще связь с футболом началась? Когда футбол появился в жизни? Тогда же не было школ для трехлетних детей.

Алексей Геоб:  Да с детства… насколько я себя помню. 

Корр: Семья?

Алексей Геоб: Ни в коем случае. Я сын прапорщика, внук прапорщика… это диагноз (смеется). И, в принципе моя судьба должна была быть такой же. В армии, когда я служил в погранвойсках, мне говорили – ну как так? Ну, подумай сам! Тебе на роду написано – оставайся у нас! Эх… а я сколько себя помню всегда с мячом. Сами все делали, сами строили ворота. Что футбол летом, что хоккей зимой – все сами. А попал, тоже случайно. Я же из глубинки, из Учхоза.  После восьмого класса поступил в Педучилище. Стал ездить в Гатчину. И здесь попал в юношескую футбольную команду «Факел» при ДСК. Первый мой тренер Павел Евгеньевич Ёлкин , потом он долгие годы возглавлял Федерацию футбола Ленинградской области.  Вот так, лет в 15 я попал в областной футбол.  После чего, после армии, я поиграл в футбольном клубе «Ижора», а в 2000-м году – его возглавил. И работал с ним, лет получается двенадцать. Эти двенадцать лет – это все уровень Ленинградской области, Северо-Западного федерального округа, России (среди коллективов сельской местности  и ветеранов) Четыре чемпионства мужских и ветеранских, четыре Кубка области. Так что областной футбол мне знаком от и до.

Корр: Прошедшая 27 июня первая часть гатчинского дерби, среди прочего, на уровне игр в других областных городах, заметно отличалась числом зрителей. Их было достаточно много. И в этом большая заслуга «Эликорта», который на каждую свою домашнюю игру пытается завлечь зрителя. Почему так мало рекламы со стороны спортивных структур Гатчины (футбольная колонка Алексея Геоба в газете «Гатчина-ИНФО не в счет)? Ведь — футбол это все же зрелище, на которое интересно смотреть.

Алексей Геоб: Более того, скажу — инспектировал недавно игру в Ломоносове. Команда Ломоносовского района с командой Волхова. И, заполняя рапорт, в графе «число зрителей» я написал - «два».

В вашем вопросе уже скрывается ответ, он очень простой — вложить деньги в рекламу, в раскрутку. Я сам не рекламщик, я далек от этого бизнеса и от этого занятия. Но я еще больше далек от денег. Федерация футбола это общественная организация в которой никто не получает никаких денег.  

Корр: А как же помещение?

Алексей Геоб: Вот это? За свой счет.

Корр: Понятно. У многих команд есть меценаты энтузиасты, а нет людей готовых вложиться в гатчинский футбол в целом?

Алексей Геоб: Расскажу такую историю. Больше десяти лет я занимался клубом «Ижора» и спонсировал его совхоз «Красногвардейский». Отец — Сергиенко Николай Васильевич, сын — Олег Николаевич. И было принято решение, подняться на более высокий уровень. Мы решили, что финансирования нам не хватает, и обратились на более высокий уровень, в Администрацию (Гатчинского района). Тогда ей еще руководил Александр Петрович Худилайнен, человек увлеченный, в том числе и спортом. Не далекий от футбола, помогал всегда, чем мог. Однажды даже вступился за меня на уровне губернатора Ленинградской области, когда я раскопал подлог в составе команды Выборга и мы все-таки стали чемпионами, за что я ему очень благодарен. Так вот и в этом случае, под его покровительством был составлен список из тридцати крупнейших предпринимателей города и района и они под его гарантии дали согласие о помощи. Мы составили бюджет, миллионов на восемь, хотя всегда играли за миллион и этого хватало. И здесь был нужен определенный менеджер экономического направления. Он был. Он всех объездил, со всеми переговорил. Он всем дал гарантии от Худилайнена, люди согласились. Но потом этот человек «слился». И всё, все разбежались... После такой истории как идти к человеку, который тебе сказал «да», а ты после этого сказал «не надо». И мы в тот момент, потеряли возможность работы... эх, возможно, столько времени прошло, уже все забыто. Уже и Худилайнена нет, возможно, и новые предприниматели появились, но опять же этим надо заниматься. Должен быть человек с определенной жилкой. У меня вот не получается искать деньги, я больше работаю с госорганами. И я не прошу у них деньги, я просто предлагаю определенный план работы, и под этот план обосновываю необходимое финансирование. Реальное финансирование, которое может дать район. Я девять лет входил в Совет депутатов. Что такое бюджет и как он планируется — мне отлично известно. И наглеть там абсолютно бесполезно и бессмысленно, потому что он будет только вот такой и всё!

Корр: А на какой уровень поддержки со стороны Администрации может рассчитывать гатчинская футбольная команда? Предоставление стадиона и автобус для поездок на игры?

Алексей Геоб: Да. 

Корр: И всё?

Алексей Геоб: Суточные иногда были. Пока они не кончились. Это всё, что всегда давал район головной команде, которая выступала за него в Чемпионате области.

Корр: Довольно скромно.

Алексей Геоб: А что еще... ну форму иногда покупали или мячи. А больше ничего и не нужно. Всё остальное... тут всегда в это дело вкладывался спонсор. И это абсолютно нормально. И это, кстати, не так мало. Десять выездов по 15 тысяч рублей, это сто пятьдесят тысяч. Десять домашних матчей по 5 тысяч рублей — это еще пятьдесят тысяч рублей. Плюс суточные, Это все тысяч в триста «влетает». Это не ничего. Это то, что район может себе позволить.  

Корр:После объединения города с районом, случаем, не стало больше возможностей для помощи футболу?

Алексей Геоб: Безусловно, нет. Произошла реформа местного самоуправления. Для спорта ничего не изменилось. Потому что бюджет как был, такой почти и остался. Я вот, допустим, когда первый год пришел в Совет депутатов, десять лет назад, как раз в год реформы местного самоуправления, тогда бюджет Спорткомитета был пять миллионов семьсот тысяч. При доходной части бюджета около миллиарда. Со временем доходная часть бюджета стала больше пяти миллиардов, а расходы на физкультуру и спорт выросли всего на пятьсот тысяч рублей.  

Корр: Это за десять лет?

Алексей Геоб: Да. Ну, вот сейчас на миллион больше. О чем это говорит? Это говорит о системе приоритетов в работе администрации. Были у нас и совещания, и до сих пор плакаты висят с нашими замечательными друзьями — Дмитрием Анатольевичем и Владимиром Владимировичем, где написано, что в каждом муниципальном образовании на физкультуру и спорт должно тратиться не менее одного процента бюджета. Это значит — у нас где-то пятьдесят миллионов должно быть. А у нас на 2015 год - восемь с половиной.

Корр:Вернемся от денег к мячу, что скажете про ФК «Гатчина» этого года?

Алексей Геоб: Команде не хватает опыта игры в мужском футболе. Пропускают глупые мячи. А могли иметь нормальные результаты. И еще будут их иметь. Это отличные парни. Это «молодежка» — одна из сильнейших. Я сам пару лет работал с ними и отлично знаю, что у них большой потенциал. И то место, которое они сейчас занимают в таблице — совершенно не отражает их уровня. И они будут в первой половине к концу Чемпионата. А «Эликорт» будет первым, с отрывом очков десять от ближайшего соперника.

Корр: А «Фосфорит»?

Алексей Геоб: В этом году - «Фосфорит» не та команда. Я в этом году уже их трижды видел. Из команды ушло три лучших бомбардира. Они сейчас подключили одного хорошего нападающего, но этого явно недостаточно. У «ЛАЗа» также сложности с нападением. Они играют за счет команды и хорошего вратаря, на мой взгляд, лучшего в Ленинградской области. Вот может они подключат со второго круга Маркина и что-то впереди у них изменится. 

Корр: Кроме «Эликорта», «Фосфорита» и «ЛАЗа», кого еще можно отнести к сильным командам? 

Алексей Геоб: Подразумевалось, что это будет команда Выборга, но в этом году, я слышал, у них несколько изменился подход к формированию состава. Многолетний руководитель команды Александр Русаков предлагал идти по старому пути, по которому шел всегда. С привлечением футболистов со стороны. Но внутри клуба стали возникать некоторые другие мнения, что надо и своим давать играть. Если посмотреть таблицы молодежных чемпионатов, за последние годы, то «Фаворит» постоянно был чемпионом. А куда этим ребятам идти? Вот, в этом году, у «Фаворита» получилось то, что, в принципе, могло получиться в Гатчине. Лучшие из молодежки. Человек пять лидеров из «Эликорта». Было бы похоже на то, что сейчас получается в Выборге. Там играет Киселев, Класс, Петухов, которые не молодеют и уже играют за ветеранов. Но их класс, извиняюсь за тавтологию — с Вадиком Классом - никуда не делся. Забивают в основном они, ну а молодежка играет так как может. Это по большому счету их первый год в большом футболе. Поэтому пока «Фаворит» не блещет.

Корр: А Всеволожск? 

Алексей Геоб: Там хороший вратарь. Очень хороший один игрок — Коля Балакин. На котором держится атакующий потенциал коллектива. И средняя, крепкая, неплохая команда. Но ничья нынче в футболе — это как поражение. Вот на этих ничьих в прошлом году сгорел Кингисепп. Поэтому лучше один раз выиграть и один раз проиграть, чем дважды сыграть вничью. 

Корр: Ну, а «Эликорт»? 

Алексей Геоб: Я, почему говорю, что «Эликорт» наголову сильнее и должен выиграть этот Чемпионат, потому что этот треугольник — Масько, Каминский и Горяев, против него нет методов защиты. Ну, нету! Плюс Левандовский и плюс Белогрудов. Единственное слабое место «Эликорта» - это отсутствие второго вратаря. Я сам как тренер с пятнадцатилетним стажем и как вратарь скажу, что в команде обязаны быть два вратаря. 

Корр: А как оцениваете остальных игроков?

Алексей Геоб: Ну, во-первых, у меня играли процентов 75 игроков «Эликорта». Всех ребят, я отлично знаю, кроме центральных защитников волховских. Края — Липатов, Перелогов, это надежнейшие пацаны, замечательные рабочие лошадки, которые никогда не подведут. Бог не дал им быть «звездами», но это такие крепкие футболисты, что в них всегда уверен. Илья Суйко — с ним я не работал, но я его отлично знаю много лет еще с детских выступлений в районе. Талантливый мальчик. Он еще будет и должен расти. Виталика Турецкого знаю, наверно, лет с семи-восьми, когда он, такой крепыш, был лучшим в своем 89 годе, потому что  так сильно бил, а вратари никогда не допрыгивали до перекладины, и он забивал больше всех. Он был посильнее Вовы Масько в детстве. Но Вова вырос, потом и обогнал, потому что талант в него заложен такой, что я более талантливых футболистов не видел. Вова родился играть в футбол! Саша Прокуратов - эталон человеческой порядочности, никогда не подведет. Руслан Ахмедов-талантище, вполне бы мог играть в команде выше рангом. Извиняюсь, если о ком запамятовал.

Корр: А каковы прогнозы Федерации на финал Чемпионата? Все команды доживут до конца?

Алексей Геоб: Не уверен. Даже за «Гатчину» не поручусь. Почему? Ну, в принципе, мы поднатужимся и должны, но... Мое мнение — президиум Федерации допустил ошибку проголосовав за вариант — два круга. 16 команд. Это очень тяжело. И бюджеты футбольных клубов, которые были сверстаны по итогам прошлого года. Это 20 матчей, а теперь это — 30 матчей. Это пять дополнительных выездов — тысяч сто, это пять домашних (аренда стадиона), это двадцать пять тысяч. Это еще и некоторые дополнительные расходы. А все ли потянут? Не уверен. 

Наша беседа продолжалась больше часа. Алексей Владимирович человек увлеченный - для него футбол не формальность, а призвание. Постоянно звонил сотовый. Он коротко отвечал - "перезвоню" и возвращался к разговору о футболе. Глаза горели, эмоции бурлили. Эх, подумалось мне, таким бы энтузиастам и реальную футбольную власть, тогда бы многие проблемы исчезли, а региональные стадионы наполнились бы публикой.